Буклет "Родительское собрание - одна из форм эффективного взаимодействия семьи и школы".
Формы проведения родительских собраний
- вместе с учащимися;
- в форме кафе;
- в походе у костра;
- в форме игры;
- в форме пресс-конференции;
- исследовательские группы;
- собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей;
- собрание-спектакль;
- собрание параллели;
- письменная форма;
- собрание мужчин.
Правила взаимодействия классного руководителя с родителями
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Педагогам на заметку.
ЕСЛИ:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
Памятка «Условия посещения семьи»
- Не приходите в семью без предупреждения.
- Не планируйте свой визит более чем на 5-10 минут
- Не ведите беседу стоя, у входа, в верхней одежде.
- Нельзя вести беседу в агрессивных тонах.
- Не поучайте родителей, а советуйте, рекомендуйте.
- Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
Памятка «Требования к проведению педагогической консультации »
- Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, учителя-предметника и классного руководителя.
- Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
- В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
- Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
- Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
- Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
- В ходе консультации сравнивать ребенка только с ним самим, говорить только о его успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
- Консультация по проблеме должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов, классного руководителя.
- Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
Критерии эффективного взаимодействия семьи и школы.
- Помнить, что основная цель взаимодействия – воспитательное пространство для гармоничного развития каждого ребенка.
- Воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций.
- Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу с просьбой о помощи.
- Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека.
- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах.
- Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства.
- Не укорять родителей, семью в присутствии ребенка и других детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.
Педагогам и родителям на заметку
ЕСЛИ:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятка «Формы проведения родительских собраний».
- Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе.
- Родительское собрание в походе у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
- Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.
- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Памятка «Правила проведения родительских собраний.»
- Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
- Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
- Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
- Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
- У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу , когда они много и по- хорошему принимают участие в жизни класса.
- Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.
- Родительское собрание – монолог классного руководителя- наименее удачная форма его проведения.
- Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы не взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания , все , о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
- Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллективу
Памятка «Секреты успешного проведения родительского собрания"
ВАЖНО!!!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
- Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
- Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!!
- Объясняйте!!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Памятка «Рекомендации по этике взаимоотношений с
родительской общественностью»
- 1.Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика.
- 2. Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе.
- 3. Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания.
- 4. Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях.
- 5. Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах.
- 6. Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита.
- 7. Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.
- 8. Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.
- 9. Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.