Группы кратковременного пребывания

Если по каким-то причинам ваши дети не могут посещать учреждения образования, реализующие учебную программу дошкольного образования, на постоянной основе, информируем вас о возможности получения дошкольного образования в условиях групп кратковременного пребывания.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2-х до 5-и раз в неделю, от 2-х до 7-и часов в день в зависимости от потребностей родителей. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Прием воспитанников в учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу. Наполняемость групп кратковременного пребывания составляет от 2 до 12 человек.

В государственном учреждении образования  "Сморгонская начальная школа" могут быть открыты группы кратковременного пребывания воспитанников.

Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования.  Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).

Адаптационная группа организуется с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. 

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Прогулочная группа предполагает пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня).

Источник: Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденные заместителеи Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубаем от 17.08.2020. 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Готовы ли Вы к переменам в жизни вашего ребенка, ведь совсем скоро он пойдет в дошкольное учреждение?

Как правильно готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение?

Что делать, чтобы адаптация к новым условиям прошла успешно?

Какие перемены ждут Вас и Вашего малыша?

На эти и многие другие вопросы сможете получить ответы, посещая адаптационную группу. Мы хотим, чтобы время, проведенное в адаптационной группе, было для Вас познавательным и интересным.

Приглашаем будущих воспитанников и их родителей (законных представителей) в адаптационную группу кратковременного пребывания!

Адаптационная группа 

      Сегодня многие дошкольные учреждения образования предлагают родителям (законным представителям) будущих воспитанников такую услугу как адаптационная группа для детей, не посещающих учреждение дошкольного образования, позволяющая подготовить детей и их родителей к поступлению в дошкольное учреждение. Группа, в которой все участники процесса – ребенок, педагог и родители (законные представители) при тесном ролевом сотрудничестве не только познакомятся и узнают друг друга поближе, но и смогут выработать адекватный для всех стиль поведения, снять тревогу и беспокойство.

         Ещё до поступления в дошкольное учреждение мы предлагаем родителям (законным представителям) наших будущих воспитанников пройти адаптационную группу, чтобы уменьшить последствия эмоционального стресса и более быстро нормализовать защитные силы организма малыша.

       Адаптация начинается с прихода детей в группу, где их радушно встречает воспитатель дошкольного образования и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети в сопровождении родителей делают зарядку, играют в подвижные игры, конструируют из песка и др. Педагог всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: дает поручения, оказывает поддержку детям, выражает одобрение по поводу совместных игр. В общем, происходит проигрывание основных режимных моментов, последовательное формирование психологической автономности ребенка от значимого близкого в условиях группы кратковременного пребывания: от «Мы играем только вместе», затем «Я играю сам, но ты будь рядом», «Иди, я немножко поиграю один» и как результат – «Мне хорошо здесь. Я готов отпустить тебя».

     При планировании работы адаптационной группы наши педагоги вводят такой компонент, как «Мамина школа». Это время, когда с родителями (законными представителями) проводятся беседы на различную тематику: о подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения, о требованиях к одежде и обуви ребенка, о критериях выбора игрушек, о правилах здорового питания, о том, как надо вести себя с маленьким упрямцем и другие, а еще проводится анкетирование и индивидуальные консультации по запросам родителей.

         При активном включении в процесс родителей ребенка, как правило, достигаются лучшие результаты: успешная адаптация к новым социальным условиям; формируется доверие к окружающему миру, возрастает познавательная активность, дети раннего возраста свободно идут на контакт с другими взрослыми; у родителей (законных представителей) формируется доверие к дошкольному учреждению, к педагогическому персоналу. Самое важное на наш взгляд: если мама ведет себя спокойно и доверчиво по отношению к педагогам, то и ребенок ощущает себя комфортно.

         Посещение адаптационной группы желательно для чувствительных, впечатлительных, тревожных детей, а также имеющих проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. А родителям тех детей, которые с радостью приходят в дошкольное учреждение, которые спокойны, доброжелательны и с удовольствием участвуют в совместной деятельности, наоборот, можно рекомендовать реже посещать адаптационную группу или оставлять там на некоторое время малыша одного. Иначе у ребенка может сформироваться ошибочное представление о том, что в дошкольном учреждении дети находятся вместе с мамами.

   Надо отметить, что с будущими воспитанниками дошкольного учреждения работают, конечно же, опытные специалисты. Им помогают музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и педагог-психолог. Общими усилиями они стараются наладить доброжелательные отношения с детьми, завлечь их интересной деятельностью.

Адаптационная группа 

будет организована

 для детей 2-х - 3-х лет, 

не посещающих дошкольное учреждение 

с 1 июня

5 раз в неделю (понедельник – пятница) с 09.00 до 11.00

на бесплатной основе

Если Вы определились, то необходимо:

  • направление в государственное учреждение образования «Сморгонская начальная школа»;
  • заявление родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;
  • медицинская справка о состоянии здоровья.

Приоритетные направления в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационной группе в условиях кратковременного прибывания

развернуть

Основной целью организации адаптационной группы в условиях кратковременного пребывания детей является формирование у детей психологической готовности к поступлению в дошкольное учреждение

 Задачи:

  • плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
  • разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста;
  • повышение родительской компетентности.

Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационной группе в условиях кратковременного пребывания являются:

  • приобретение социального опыта детьми раннего возраста;
  • формирование средств общения со взрослыми и детьми;
  • ориентирование на личностное развитие детей;
  • развитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

На первом этапе посещения адаптационной группы кратковременного пребывания малыши занимаются вместе со своими родителями (законными представителями): рисуют, играют в парах, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребенком. Педагоги наблюдают и изучают особенности поведения каждого малыша, выясняют его желания, умения. Создаются благоприятные условия для эмоционального общения с каждым ребёнком.

На втором этапе, когда ребенок осознал, что в окружающей его обстановке нет опасности, с группой малышей занимается педагог, а родители (законные представители) наблюдают за образовательным процессом.

На третьем этапе малыши остаются с педагогом, а узкие специалисты консультируют законных представителей. Первое время отсутствие мамы непродолжительно, ребенок может убедиться в том, что она рядом и никогда его не оставит. Педагог организовывает совместную игровую деятельность детей. Родители получают возможность повысить свой уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях развития ребёнка.

На четвертом этапе ребенок готов оставаться без мамы длительный период в уже знакомой ему обстановке. Кратковременное систематическое пребывание детей вместе с мамой (другими членами семьи) в учреждении дошкольного образования способствует их полноценному развитию, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в дошкольное учреждение на полный рабочий день. В свою очередь, родители получают педагогические знания о развитии своих детей.

В отличие от групп дошкольного учреждения, родители (законные представители) в адаптационной группе находятся постоянно с детьми, наблюдая за ними либо принимая участие в организованных педагогом играх.

В играх-занятиях у малышей формируются, углубляются и уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются практические умения и навыки. Планируя, организуя игры-занятия с воспитанниками, мы решаем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: формируем первичный практический опыт морального поведения в кругу сверстников. Эффективность игр-занятий определяется умением детей применять полученные представления в самостоятельной деятельности.

При кратковременном пребывании детей в дошкольном учреждении в процессе общения, занятий, игр со сверстниками закладывается базис личностной культуры ребенка, необходимой для успешной социализации.

Заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности.

Всё это – результат целенаправленной системной работы педагогов адаптационной группы, родителей (законных представителей) и содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учетом разного уровня их развития.

свернуть

До поступления в учреждение дошкольного образования

развернуть
  1. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок имел возможность общения с другими детьми и взрослыми и развивал свои навыки общения.
  2. Формируйте у ребенка положительное отношение к дошкольному учреждению, рассказывая о том, как там интересно, чем там занимаются дети и т.д.
  3. Постарайтесь не отдавать ребенка в то время, когда он в силу тех или иных причин эмоционально уязвлен (переживания в связи с кризисом 3-х лет; ослабленный организм после болезни и др.).
  4. Учите дома ребенка необходимым навыкам самообслуживания, обращая внимание на его «достижения».
  5. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами, иногда оставляя его с другими родственниками или близкими людьми.
  6. Как можно чаще выражайте свою любовь к ребенку через прикосновения, улыбку, игру, что позволит ему ощущать себя в эмоциональной безопасности.
  7. Начните вводить режимные моменты дошкольного учреждения в домашние условия.
  8. Уделяйте внимание укреплению физического здоровья малыша, проводите закаливающие мероприятия, которые укрепят иммунитет и уменьшат вероятность заболевания вашего ребенка.
  9. Ни в коем случае не угрожайте ребенку дошкольным учреждением как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
свернуть

В начале посещения учреждения дошкольного образования

развернуть
  1. Старайтесь сами спокойно относиться к этому важному событию. Ваши тревожность и беспокойство подсознательно будут восприниматься вашим ребенком.
  2. Будьте оптимистичны с ребенком и показывайте ему, как это здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  3. По возможности забирайте в первые дни ребенка пораньше домой из дошкольного учреждения.
  4. Постарайтесь уберечь ребенка от других эмоциональный нагрузок в это время: ему могут оказаться излишними не только негативные, но и сильные приятные переживания (праздники, цирк, многолюдные места).
  5. Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.
  6. Не наказывайте ребенка дошкольным учреждением, например, забирая его домой в числе последних или угрожая, что оставите его в учреждении ночевать.
  7. Будьте терпеливы. Своей эмоциональностью вы можете лишь усугубить привыкание ребенка. Помните, что в это время психика и организм вашего ребенка решают важную задачу.
  8. Будьте мудрыми. Если у вашего ребенка что-то «не заладилось», нужно понять, что конкретно вызвало   затруднение в адаптации, и решать проблемы в соответствии с этой информацией.
свернуть

Правила посещения адаптационной группы кратковременного пребывания

развернуть
  1. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок имел возможность общения с другими детьми и взрослыми и развивал свои навыки общения.
  2. Формируйте у ребенка положительное отношение к дошкольному учреждению, рассказывая о том, как там интересно, чем там занимаются дети и т.д.
  3. Постарайтесь не отдавать ребенка в то время, когда он в силу тех или иных причин эмоционально уязвлен (переживания в связи с кризисом 3-х лет; ослабленный организм после болезни и др.).
  4. Учите дома ребенка необходимым навыкам самообслуживания, обращая внимание на его «достижения».
  5. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами, иногда оставляя его с другими родственниками или близкими людьми.
  6. Как можно чаще выражайте свою любовь к ребенку через прикосновения, улыбку, игру, что позволит ему ощущать себя в эмоциональной безопасности.
  7. Начните вводить режимные моменты дошкольного учреждения в домашние условия.
  8. Уделяйте внимание укреплению физического здоровья малыша, проводите закаливающие мероприятия, которые укрепят иммунитет и уменьшат вероятность заболевания вашего ребенка.
  9. Ни в коем случае не угрожайте ребенку дошкольным учреждением как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
свернуть

Как пережить процесс адаптации

развернуть

НАВЕРНОЕ, КАЖДЫЙ НАБЛЮДАЛ КАРТИНУ: МАМА ТЯНЕТ УПИРАЮЩЕГОСЯ, ПЛАЧУЩЕГО МАЛЫША В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? В ЧЕМ ПРИЧИНА?

 

Основной причиной является естественное нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Из-за нежелания порой ребёнок прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, проснувшись утром и услышав фразу: «Будем собираться в детский сад». Он вовлекает родителей в затяжную «войну», а вот победителем в этой «войне» может стать как родитель, так и ребенок.

Ребенок, как правило, использует следующую стратегию: сначала просьбы, жалобы на то, как в саду плохо; если это не помогает, начинаются слезы, истерики; если и это не помогает - организм подсознательно выбирает еще одну тактику - болезнь.

Каждому из нас необходимо время для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, новому коллективу, а ребенку тем более. Он еще не способен мыслить во временной перспективе, каждую разлуку с мамой он воспринимает как необратимую потерю. И это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый порядок встреч и расставаний, пока не поймет, что мама всегда за ним придет.

Еще одной причиной является болезненная смена режима и обстановки, непривычная пища. Многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов. Вы спросите: что делать? как помочь своему ребенку? Вот несколько рекомендаций. Заранее готовьте ребенка к мысли о необходимости посещать детский сад. И первое, что нужно сделать, примерно за месяц, - поменьше по возможности быть рядом с ребёнком. Второе - рассказать ребёнку о детском саде, сводить его туда, чтобы у него сложилось собственное представление. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им, - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Приблизьте домашний режим максимально к режиму дошкольного учреждения. Старайтесь посещать с ребёнком детские площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками.  Заранее   познакомьтесь   с воспитателем группы, расскажите об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, расскажите о методах воздействия на ребенка, которые вы используете дома.

Начните посещение дошкольного учреждения с адаптационной группы, сейчас они есть во всех дошкольных учреждениях. В первые дни посещения не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель его отводил в детский сад кто-то из близких родственников.

Не используйте «жалость, которая заключается в чередовании нескольких дней пребывания в учреждении с неделей - дома. Это только усугубит ситуацию, и адаптация после пребывания дома начнется с нуля.

Дайте ребенку в дошкольное учреждение его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в саду и на утро с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к саду.

Поиграйте с ребенком дома в детский сад, где какая-то из игрушек будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей.

Не отдавайте ребенка в дошкольное учреждение только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует ревность, и ваше решение будет непременно истолковано как изгнание. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в дошкольное учреждение, сделайте это заранее, до появления малыша.

Будьте терпеливы и последовательны в своих действиях - и у вас все получится. 

свернуть