Родителям

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

развернуть

 

     Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

            Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
  2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

  • соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие;
  • отягощенная наследственность, травмы;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
  • двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

  1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) –вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звукамии произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
  1. Фонетическое нарушение речи (дислалия)– нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)– нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

     Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

  1. Часто встречаются дети и собщим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
  2. Заикание– это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

   Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  • ни в коем случае нё связывайте неудачи рёбенка с его речевым      дефектом;                                                                        
  • объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  • поощряйте его общение с другими детьми;
  • не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
  • обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку,      в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

     Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. Поэтому эти дети могут встречаться в группах общеобразовательного детского сада.

     Все дети, которым исполнилось 3 года, проходят диагностику. Это помогает определить уровень развития ребенка. Диагностику проводят как специалисты, так и воспитатели. На основе проведенной мной диагностики речевого развития, вы все получили сводный таблицы, отражающие состояние речи группы в целом. Так как дети пришли в большинстве «домашние», то вы видите, что существует много пробелов в лексико-грамматическом строе речи этих детей. Это не ОНР, а недостатки, связанные со своего рода «педагогической изоляцией» детей. Многие родители просто не занимались с детьми или просто пропустили какие-то разделы в занятиях, что и привело к такой ситуации.

     Мы должны совместными усилиями восполнить эти пробелы. Поэтому при планировании занятий по возможности отрабатываются лексико-грамматические категории, страдающие у детей.

     Если возникают какие-либо вопросы по подбору материала, лексико-грамматическому наполнению занятий по развитию речи, приходите, мо составим занятия вместе.

 

свернуть

«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»

развернуть

Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т. е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых. Естест-венно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

Предметно- развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях?

Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемыедетям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов»). Наибольшую ценность представляютреалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.

Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.

Развитие мышления и речи тесно связаны между собой.

Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно –символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.). Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что–то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь.

Огромное значение в развитии речи детей имеют книги.

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием).

Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.

Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка. Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка.

«Умелые руки – это развитый мозг»

Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку. Материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке.

Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок.

Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.

Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Совет: Ещё можно создать «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного педагога Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой мешочек. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т. д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

 

 

 

«Как использовать кинезиологические

упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Кинезиология – наука о развитиии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Цель кинезиологических упражнений - развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи - синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

  1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  4. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Рассмотрим упражнения по методу образовательной кинестетики для занятий с детьми с нарушениями речи, для детей, которые быстро утомляются, имеют особенности развития внимания, мышления, памяти.

Образовательная кинестетика – метод, который помогает дать детям знания о восприятии, ощущении положения своего тела в пространстве (П. Деннисон).

«Гимнастика мозга» – одно из направлений образовательной кинестетики. Это комплекс простых упражнений, каждое из которых помогает ребенку справиться с тем, что ежедневно мешает играть, учиться, общаться с окружающими, хорошо себя чувствовать. Этот метод помогает установить гармоничную связь между мышлением, эмоциями и телом. Положительные результаты заметны практически сразу.

Какие упражнения выполнять?

На занятиях с детьми средней, старшей и подготовительной групп нужно систематически использовать упражнения «Крюки Деннисона», «Перекрестные шаги», «Сова». К ним можно добавить упражнения «Умный колпак», «Насос», по А. Н. Стрельниковой, «Кулак – ребро – ладонь», которое нужно выполнять до 10 раз с ускорением.

Упражнения «Гимнастики мозга» помогут создать психолого-педагогические условия для успешного развития дошкольников. Также они помогут развить произвольность высших психических функций, внимание и мышление у детей с нарушениями речи.

Данные упражнения можно выполнять и педагогам для профилактики эмоционального выгорания. Не все педагоги до конца осознают значение кинезиологических упражнений для профилактики эмоционального выгорания и не всегда используют этот ресурс. Объясняйте, что занятия дадут положительный результат.

Когда использовать?

Психогимнастику нужно проводить один раз в неделю с использованием кинезиологических упражнений в средней, старшей.

Упражнения «Перекрестные шаги», «Крюки Деннисона» и «Сова» нужно использовать в начале занятий для детей с нарушениями речи.

Также элементы «Гимнастики мозга» должны ежедневно использовать воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.

 

Литература:

А.Л. Сиратюк «Коррекция развития интеллекта дошкольника»

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

развернуть

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский

Цель мастер – класса:

Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2.Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

  1. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  2. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

 

Ход мастер-класса

 

Логопед:  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования различных  пальчиковых игр.

Сначала я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры, что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

 

Но каким же образом развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи? 

 

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Вам известно, что мелкая моторика развивается во время рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда. Также важно использовать такие виды работ, как штриховка, шнуровки, мозаика, графические диктанты, палочки Кюизенера и т.д. 

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, а вы в них поиграете. 

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами
  • Активные игры со стихотворным сопровождением
  • Игры манипуляции
  • Пальчиковые игры на основе сказок
  • Пальчиковые кинезиологические игры
  • Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Так как в последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми мы их рассмотрим более подробно.

 

  1. Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
  2. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
  3. Игры с платочками.
  4. Игры с бигуди.
  5. Игры с разнообразными резиночками.
  6. Игры со щётками.
  7. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
  8. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  9. Игры со спичками и счетными палочками.
  10. Игры с эспандерами.
  11. Игры с решетками.
  12. Игры с песком.
  13. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом.
  14. Игры с бросовым материалом.
  15. Пальчиковые кинезиологические игры

 

  1. Самомассаж можно сопровождать стишками или использовать музыкальное сопровождение.

 Упражнение с шестигранным карандашом.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

Самомассаж.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 

Упражнение с массажным мячиком.

Мой весёлый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь.

Я тебя поймаю,

В ручках покатаю. (Мячик катают в руках).

  1. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игры с платочками.

У меня живёт Проглот                   

Весь платок он скушал, вот

Сразу стало у Проглота

Брюхо как у бегемота.  ( Берём платочек за два уголка, пальцами обеих рук собираем платочек  в обе ладони).

  1. Игры с бигуди.

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

  1. Игры с разнообразными резиночками.

Надевают поочерёдно на каждый пальчик .

Тигр, жираф,

Огромный слон,

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот –

Он стоит разинув рот,

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей.  ( Назвав льва, дети сжимают пальцы в кулак).

  1. Игры со щётками.

Зубной щеткой растирают подушечки пальцев.

  1. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец

 

  1. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  2. Игры с спичками и счетными палочками

              - Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

 

  1. Игры с решетками

Игра с решеткой для раковины «Гном».

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Н. Нищева

 

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

 

  1. Игры с песком. (пескотерапия)
  2. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом (выкладывание узора)
  1. Игры с бросовым материалом.

- Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. 

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют  развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания со своими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.СПальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А“Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н.“Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.

 

 

 

свернуть

Сенсорные игры, упражнения для развития мелкой моторики дошкольников

развернуть

 

Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и на обуви - липучки вместо пуговиц и шнурков.           Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много работать руками: перебирать крупу, вышивать, вязать, стирать бельё.

Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики рук, которые ранее развивались в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с ребенком.

Следствием слабого развития общей моторики, в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. То есть, можно заключать, что если с речью не всё в порядке, то это  из-за проблем с моторикой.

Дети очень любят играть с песком, а манка, цветные макароны, горох, нут, гречка, рис также могут его с успехом заменить.  Игра с ярко окрашенной манкой, горохом, рисам, гречкой одна из форм творческой деятельности детей дошкольного возраста дома. Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из манки (риса, гречки, гороха, и т.д.) и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на манке то, что спонтанно возникает у нее в сознании.

Создавая свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с манкой все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по манной крупе и начни сначала. Манные (рисовые, гречневые и т.д.)  игры не только интересные, но и полезны.

 

Сенсорные игры, упражнения ВАЖНЫ!

 

Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.

Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.

В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.

В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.

В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

 

Именно поэтому предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-песочницу дома.

                 

Как сделать песочницу дома?

Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Манкой заполняется 1/3 ящика. Перед использованием манку (рис, горох, макароны) можно вместе с ребенком окрасить гуашью и дать хорошо просушить, для дальнейшей творческой игры.

Материалы и предметы, используемые для игры:

сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.

 природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;

 игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;

 объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;

 пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры.

 

Рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности

 

Игра «Идут медвежата», сначала кулачками будем нажимать на манку, теперь ладошками, нажимаем с силой.

Игра «Ползут змейки», сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность манки волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.

 Игра «Бегут жучки», двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в манку, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются».

 Игра «Ожерелье для мамы». 

 Из чего делают бусы?    (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи     бусинки     из    камней или фасоли.

Игра «Сколько?». Спрячем в песке предметы, найди,  считай  их и      отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)

Игра «Соседи». Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.

Игра «Угадай». Я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.

 

 

Придумывайте самостоятельно с ребенком игры с манкой, рисом, фасолью и различными фигурами вы развиваете фантазию ребенка и воображение.

 

свернуть

Совершенствуем внимание и память ребенка

развернуть

 

 Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объём памяти являются условием неэффективного обучения ребёнка в школе. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе как логопеда, так и семьи. Игры на развитие внимания и памяти с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность –  концентрацию внимания. Большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать

внимание – это крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании. Предоставляю Вашему вниманию несколько таких игр и упражнений, которые Вы сможете выполнять с детьми дома.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем Вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

ПОИСК ПО ПАМЯТИ

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо ребенку. Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска. Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем разложить все предметы. Во - вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

НАТЮРМОРТ

Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные Вами предметы. В течение 1 минуты ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем Вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке. Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖНИК

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить выбранную Вами картину. Если эту игру Вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано. Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной. Методические указания: для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты. В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ,   СКАЗКА

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм или сказку. Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм, сказку. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Просмотрев его, попросите малыша пересказать вам содержание этого мультфильма или сказки, как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях. Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, сказку, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных, сказочных героев.

Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм, сказку повторно.

ЭМОЦИИ (первый вариант)

Этот вариант более простой. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние

ЭМОЦИИ (второй вариант)

Ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей эрудиции.

ПОВТОРЯЛКИ

Эту игру можно проводить в свободное время, постоянно усложняя её. Сначала Вы придумываете слова, по любой лексической теме, например – овощи (свёкла, горох, капуста), ребенок должен их повторить. Потом Вы повторяете за ребенком, он придумывает фрукты и т.д. постоянно увеличивая количество слов.

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»

развернуть

 

Мелкая моторика -это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

Есть дети дошкольники, которые умеют говорить, неплохо играют в разные игры. Но в настоящее время у современных детей отмечается слабое развитие мелкой моторики рук по сравнению с прошлыми поколениями. Если раньше многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей. Значит, если вовремя не обратить внимание на эту трудность, то в школьном возрасте могут быть проблемы.

По этой причине специалисты советуют родителям давать детям возможность самим одеваться и застегивать разные застежки, помогать в уборке, как можно раньше начинать самостоятельно держать ложку и развивать навыки самообслуживания, использовать игры и упражнения для развития мелкой моторики, использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом.

Несколько советов, которые сделают занятия мелкой моторикой интересными и эффективными :

- как говорилось выше, лучшие упражнения по развитию мелкой моторики все, что ребенок может сделать по домашнему хозяйству и самообслуживанию;

- превратите занятия в веселую игру, придумывайте истории, сюжет для игр;

- начните с простого, постепенно переходя к более сложным задачам, уделите большее внимание тем заданиям, которые у ребенка не получаются;

- старайтесь подбирать для ребенка новые и интересные для него задания, что-то новое и необычное для него, с чем он еще не сталкивался;

- игры должны быть непродолжительными, но регулярными.

Идеи для упражнений по развитию мелкой моторики:

Пересыпание и переливание отлично тренируют ловкость рук и координацию движений.

Сортировка любых мелких предметов. Сначала лучше пальчиками, потом – с помощью пинцета.

Нанизывание колечек на стержень, нитку.

Можно взять обычную медицинскую грушу либо пластиковую бутылочку. Струей воздуха можно сдувать ватные диски, листочки, бумажные снежинки.

Работа с пластилином или тестом: мять руками, лепить фигурки, вдавливать предметы в пластилин.

Очень эффективен массаж кистей рук. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребенка.

Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой поочередно.

Упражнения с мячами: учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Идеи для игр по развитию мелкой моторики:

Игры с бумагой: рвать на мелкие кусочки, полоски, просто мять. Можно выкладывать различные фигуры или буквы и цифры. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры с конструктором: свободное конструирование – самый простой способ развития у ребенка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.

Игры с мозаикой: игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

  Собирая красочные картинки (пазлы), ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Рисование, трафарет  занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с прищепками: игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.

Систематичные занятия мелкой моторикой положительно сказываются на общем развитии ребенка, способствует речевому развитию, позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Существует выражение, что пальцы помогают говорить.  Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику !

свернуть