Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Сморгонская начальная школа
Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.
Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках. Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.
Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе
Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.
Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми
нарушениями речи
Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:
Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка
Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие. Важно учитывать, что бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать преодолению речевого нарушения.
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов
Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.
Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.
Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.
На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.
Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:
Воспитателю необходимо:
Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи коррекционной работы воспитателя дошкольного образования в группе для детей с ТНР.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.
Воспитатель решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.
Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.
Формирование речи, закрепление и усвоение речевых навыков проводится воспитателем и во время режимных моментов: одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время игр, утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.
Документация воспитателя дошкольного образования в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
При организации воспитательно-образовательного процесса в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи у воспитателя должны быть следующие документы:
Организация деятельности воспитателя на занятиях
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:
Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:
Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:
Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.
Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию навыков общения.
Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и периода обучения.
Расписание занятий составляется к 15 сентября на весь год и заверяется администрацией дошкольного учреждения. (Приложение 1)
Продолжительность подгрупповых занятий от 15 мин (I-II год обучения) до 25-30 мин (ІII-У год обучения).
Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:
При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования:
Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:
Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует успешной организации коррекционной работы.
На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную группу того же дошкольного учреждения.
При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.
свернуть
Дыхательные игры и упражнения и речевой материал к ним подбирается и используется соответственно теме и целям занятия по звукопроизношению (при уточнении звуков изолированных, в слогах, в словах, во фразовой речи) или согласно лексической теме.
Упражнения лучше выполнять стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком оценивать, поощряя длину выдоха. Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, без напряжения.
Следить за точностью направления воздушной струи.
Для активизации внимания, включения в работу эмоционального фактора, хорошо иметь иллюстрированный материал, который можно использовать для организации игр и специально изготовленные игры и пособия.
Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении, до еды или, не менее, чем через 30 – 40 минут после еды, 2 раза в день (утром и среди дня).
Упражнения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста. Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощённой форме. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
На каждое упражнение отводится от 30 секунд до 1,5 минут, в целом на одном занятии дыхательным упражнениям уделяется 5 – 10 минут в зависимости от возраста, характера нарушения и других индивидуальных особенностей детей. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве. Дыхательные упражнения включают в артикуляционную гимнастику, чередуя с упражнениями, развивающими движения губ и языка (обычно берут 1 – 2 упражнения). Интенсивное дутьё производится не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
Нельзя надувать щёки.
Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
Контроль за выдыхаемой струёй воздуха можно осуществлять с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.
Упражнения могут выполняться под счёт.
Сроки занятий по формированию правильного дыхания варьируются и индивидуализируются в зависимости от тяжести дефекта от 1 до 9 месяцев.
свернуть