Педагог- психолог

Организация работы по обеспечению социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляю по основным направлениям:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа.

В нашем учреждении функционирует кабинет психологической службы в котором организованы следующие зоны:

  • зона первичного приёма и беседы с посетителями;
  • зона консультативной работы;
  • зона игровой терапии;
  • зона снятия психоэмоционального напряжения.

Как педагог-психолог позиция «ребенок-прежде всего» определяет акцент моей работы. Основная задача моей работы - это содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в детском коллективе, сохранение и укрепления психологического и социального здоровья.

  Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии и педагогики.

  Термин «психологическое здоровье» - это понятие, которое включает нормальное эмоциональное, социальное, поведенческое самочувствие, наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой.

  У дошкольников, с нарушений психологического здоровья, как правило, можно наблюдать повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. У детей с защитной агрессивностью напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины.

    Основными компонентами психологического здоровья являются: эмоциональный, когда человек умеет контролировать свои эмоции: гнев, агрессию, страх, что приводит лучшему самочувствию. У ребенка этот процесс происходит намного сложней, чем у взрослого из-за неумения выразить чувство или справиться с длительными периодами негативного эмоционального состояния. социальный, поведенческий у ребенка сформированы навыки общения.

  Для достижения психологического здоровья дошкольников, а именно эмоционального, социального и поведенческого компонента в коррекционно-развивающей работе использую развивающие игры, игры презентации, индивидуальное и групповое рисование, лепку, сказкотерапию, разнохарактерные музыкальные произведения, с помощью которых возможно вызывать состояния покоя или возбуждения, управлять работоспособностью или усиливать релаксацию.

   Также использование сюрпризного момента (приход сказочного героя, послание от сказочного героя, и т.д.).

  1.Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы где воспитанники учатся осознавать свои эмоции и эмоциональное состояние других. Передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, учатся давать словесное обозначение эмоционального состояния. Развитие умения снимать эмоциональное напряжение, учатся адекватно выражать негативные эмоции.

   Например, «Радуга настроений», «Круг настроения», «Улыбнемся, как…»; «Магазин зеркал», «Грустные шарики», «Эмоциональная разминка», пантомима «что я люблю делать», передай настроение,

   Сохранение психологического и социального здоровья воспитанников через обучение детей приемлемым способам выражения гнева. Заключается в том, чтобы помочь детям доступным способом выразить гнев. На первых этапах работы с агрессивными детьми нужно подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Использовать игры, которые способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева. Игра «брыкание» (автор м. и. Чистякова); «Солдат и тряпичная кукла», «насос и мяч», «бумажные мячики», «Обзывалки» и другие. 

    Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков со сверстниками развитие групповой сплоченности, наблюдатель­ности в процессе игр стараюсь показать детям, что значит взаимное признание и уваже­ние. Например, «Зеркальный танец», «Путаница», «Передай движение», «Пошли письмо», «Назови свои сильные стороны», «Закончи предложение», «Волшебный сундук», беседа «О настроении», «Хорошие манеры» и т.д.

  Традиционным стало проведение занятия с элементами тренинга для воспитанников старшего дошкольного возраста на тему: «Как сохранить хорошее настроение». С целью развития коммуникативных навыков воспитанников старшего дошкольного возраста и знакомства детей с разными способами корректировки своего эмоционального состояния, создания положительно эмоционального настроя в детском коллективе.

поделиться в: