Родительское собрание-одна из эффективных форм работы семьи и школы

Буклет "Родительское собрание - одна из форм эффективного взаимодействия семьи и школы". 

Формы проведения родительских собраний

  • вместе с учащимися;
  • в форме кафе;
  • в походе у костра;
  • в форме игры;
  • в форме пресс-конференции;
  • исследовательские группы;
  • собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей;
  • собрание-спектакль;
  • собрание параллели;
  • письменная форма;
  • собрание мужчин.

Правила взаимодействия классного руководителя с родителями

  • Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  • Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
  • Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  • Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
  • Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
  • Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересо­ванно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «слож­ных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Педагогам на заметку.

ЕСЛИ:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Памятка «Условия посещения семьи»

  • Не приходите в семью без предупреждения.
  • Не планируйте свой визит более чем на 5-10 минут
  • Не ведите беседу стоя, у входа, в верхней одежде.
  • Нельзя вести беседу в агрессивных тонах.
  • Не поучайте родителей, а советуйте, рекомендуйте.
  • Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Памятка «Требования к проведению педагогической консультации »

  • Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, учителя-предметника и классного руководителя.
  • Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  • В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  • Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  • Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  • Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
  • В ходе консультации сравнивать ребенка только с ним самим, говорить только о его успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  • Консультация по проблеме должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов, классного руководителя.
  • Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
  • Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Критерии эффективного взаимодействия семьи и школы.

  • Помнить, что основная цель взаимодействия – воспитательное пространство для гармоничного развития каждого ребенка.
  • Воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций.
  • Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу с просьбой о помощи.
  • Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека.
  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах.
  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства.
  • Не укорять родителей, семью в присутствии ребенка и других детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.

Педагогам и родителям на заметку

ЕСЛИ:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
  • Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка «Формы проведения родительских собраний».

  • Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
  • Родительское собрание вместе с учащимися.
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание в форме кафе.
  • Родительское собрание в походе у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
  • Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
  • Родительское собрание мужчин.
  • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
  • Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.
  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Памятка «Правила проведения родительских собраний.»

  1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
  2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
  3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
  4. Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
  5. У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу , когда они много и по- хорошему принимают участие в жизни класса.
  6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.
  7. Родительское собрание – монолог классного руководителя- наименее удачная форма его проведения.
  8. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы не взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания , все , о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
  9. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллективу

Памятка «Секреты успешного проведения родительского собрания"

ВАЖНО!!!

  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
  • Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
  • Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
  • Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с од­ним говорю - все стоят кругом и слушают).

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  • Уважайте!
  • Помогайте!!
  • Объясняйте!!
  • Доверяйте!
  • Учитесь!
  • Спрашивайте!
  • Благодарите!

Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»

  • Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  • Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
  • Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  • Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
  • Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
  • Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересо­ванно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «слож­ных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Памятка «Рекомендации по этике взаимоотношений с

 родительской общественностью»

  •   1.Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика.
  •   2. Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе.
  •   3. Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания.
  •   4. Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях.
  •   5. Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах.
  •   6. Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита.
  •   7. Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.
  •   8. Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.
  •   9. Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.