Страничка руководителя физического воспитания

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей

Спортивная форма для занятий по образовательной области "Физическая культура"

развернуть

Физкультурное занятие требует соблюдение в обязательном порядке техники безопасности. Спортивная форма на занятиях физкультуры - это одно из условий его проведения.

Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать, прыгать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрестифутболку, шорты, носочки, спортивную обувь.

Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в той же одежде, в которой он пришел в группу, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.

1.Футболка должна быть изготовлена из дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки одинакового (белого) цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведение эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты должны быть не широкие, черного цвета (лучше из растягивающего материала). Многие дети приходят на занятие в бриджах, платьях, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как бег, прыжки, упражнения на растяжку и т. д.

3.Носочки лучше не теплые, предназначенные для частых стирок

(лучше хлопчатобумажные). Желательно белого цвета, под цвет футболки.

4. Спортивная обувь - кеды (кроссовки).

Кеды (кроссовки) должны быть без шнурков и завязок, на резиновой подошве. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

 

свернуть

Физическое воспитание ребёнка в семье.

развернуть

  Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

     В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазанье, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух, вода).

свернуть

Физические упражнения.

развернуть

- Задания и объяснения должны быть ясными и чёткими, давать их надо бодрым голосом и тут же показывать все движения.

- Упражнения должны быть интересными, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например, «Птичка», «кошка», «паровоз». Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать всё в виде игры. Весёлый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребёнка.

- Количество повторений для дошкольников обычно колеблется от 2 – 3 до 10. после наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха  (3- 60с).

- Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день – 17000 движений; интенсивность 55 – 65 движений в минуту.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребёнка.

свернуть

Фізічнае выхаванне дзіцяці ў сям'і.

развернуть

    Абавязак бацькоў - умацаваць здароўе дзіцяці ў дадзены момант і забяспечыць спрыяльнае развіццё дзіцячага арганізма ў будучыні. Звычайнае развіццё і стан здароўя забяспечваецца стварэннем аптымальных умоў, гэта значыць арганізацыяй правільнага рэжыму.

     У фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту выкарыстоўваюцца фізічныя практыкаванні (хада, бег, практыкаванні ў раўнавазе, кіданне, лажанне, рухомыя гульні), спартовыя практыкаванні, гігіенічныя фактары (рэжым дня, сілкаванне, сон і да т.п.), натуральныя сілы прыроды (сонца, паветра, вада).

свернуть

Фізічныя практыкаванні.

развернуть

- Заданні і тлумачэнні павінны быць яснымі і выразнымі, даваць іх трэба бадзёрым голасам і тут жа паказваць усе рухі.

- Практыкаванні павінны быць цікавымі, у іх варта выкарыстоўваць добра запамінальныя вобразныя параўнанні, напрыклад, "Птушачка", "котка", "паравоз". Асноўны прынцып, якога павінны прытрымвацца бацькі, займаючыся фізічнымі практыкаваннямі з малянятамі, - маляваць усё ў выглядзе гульні. Вясёлы тон, жарт, смех, актыўны ўдзел сталага заўсёды захапляюць дзіця.

- Колькасць паўтораў для дашкольнікаў звычайна вагаецца ад 2 - 3 да 10. пасля найболей цяжкіх практыкаванняў неабходна даваць кароткачасовыя паўзы адпачынку  (3- 60с).

- Сярэднія значэнні паказчыкаў рухальнай актыўнасці дзяцей за поўны дзень - 17000 рухаў; інтэнсіўнасць 55 - 65 рухаў у хвіліну.

Фізічныя практыкаванні толькі тады даюць карысць, калі імі займаюцца сістэматычна.

Бацькі абавязаны штодня знаходзіць час для заняткаў фізічнымі практыкаваннямі са сваімі дзецьмі і старанна сачыць за іх здароўем, зважаючы на вонкавы выгляд, настрой і самаадчуванне дзіцяці.

 

свернуть

Как правильно организовать физические упражнения дома?

развернуть

Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своего пренебрежения к физическому развитию. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребёнка, в том числе его отношения к занятиям физкультурой. Пример взрослых чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.

  1. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу. Будь то домашнее задание или утренняя гимнастика. Всемерно поддерживайте в вашем ребёнке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё больше старания.
  2. Наблюдайте за поведением и состоянием ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не понимают, почему ребёнок капризничает и не выполняет их требований. Причиной может быть усталость скрытое желание и т.п. постарайтесь понять причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие, ощущения им своей значимости и значимости собственной личности.
  3. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятий, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятия. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
  4. Важно определить приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
  5. Не ругайте ребёнка за временные неудачи.
  6. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребёнку, пусть он выполняет их как можно дольше – в этом случае он не будет «хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
  7. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Физкультура – дело серьёзное!
  8. Не перегружайте ребёнка: что доступно взрослому, не всегда полезно малышу.
  9. В процессе воспитания ребёнка вас должны сопровождать три незыблемых закона: понимание, любовь, терпение.

 

 

свернуть

Режим дня дошкольника. 

развернуть

  Приучая детей к определённому режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаём у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твёрдый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребёнка.

Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребёнок ложится спать, встаёт, гуляет, ест, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Сон. Только во время сна ребёнок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет – 13 часов, 7-8 лет – 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов.

Питание. Дети получают питание 4-5 раз в день. Первая еда даётся через полчаса после пробуждения ребёнка, а последняя – часа за полтора до сна. Между приёмами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда даётся в обед, менее сытная – на ужин.

Прогулки. Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нём не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее!

 

свернуть

Рэжым дня дашкольніка.

развернуть

 Прывучаючы дзяцей да вызначанага рэжыму, да выканання гігіенічных патрабаванняў, мы ствараем у іх карысныя для арганізма навыкі і тым самым захоўваем іх здароўе. Цвёрды рэжым дня, усталяваны ў адпаведнасці з узроставымі асаблівасцямі дзяцей, - адно з істотных умоў звычайнага фізічнага развіцця дзіцяці.

Асноўнае патрабаванне да рэжыму - гэта дакладнасць у часе і правільнае чаргаванне, змена адных выглядаў дзейнасці іншымі. Павінна быць усталявана час, калі дзіця кладзецца спаць, устае, шпацыруе, есць, выконвае нескладаныя, пасільныя для яго абавязку. Час гэта неабходна сапраўды выконваць.

Сон. Толькі падчас сну дзіця атрымлівае поўны адпачынак. Сон павінен быць досыць працяглым: дзеці 3-4 гадоў спяць 14 гадзін у суткі, 5-6 гадоў - 13 гадзін, 7-8 гадоў - 12 гадзін. З гэтага часу неабходна, асабліва для малодшых дзяцей, вылучыць гадзіны паўтара для дзённага сну. Дзеці павінны класціся не пазней 8-9 гадзін.

Сілкаванне. Дзеці атрымліваюць сілкаванне 4-5 раз у дзень. Першая ежа даецца праз паўгадзіну пасля абуджэння дзіцяці, а апошняя - гадзіны за паўтара да сну. Паміж прыёмамі ежы павінны быць усталяваны прамежкі ў 3-4 гадзіны, іх трэба строга выконваць. Найболей сытная ежа даецца ў абед, меней сытная - на вячэру.

Шпацыры. Як бы сапраўды не выконваўся час сну і ежы, рэжым нельга прызнаць правільным, калі ў ім не прадугледжана час для шпацыру. Чым больш часу дзеці праводзяць на адкрытым паветры, тым яны здаравей!

 

 

свернуть

Компьютер: «За» и «против».

развернуть

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Достоинства компьютера: компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;

  • В процессе занятий на компьютере улучшается память и внимание детей;
  • При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
  • Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;

Детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса.

Недостатки компьютера:

Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребёнка, а так же отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей.

И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребёнок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

свернуть

ПРОГУЛКА – ЭТО ВАЖНО!

развернуть

Дети должны проводить на воздухе, как можно больше времени, чтобы быть здоровыми и крепкими.

В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулки с детьми – между завтраком и обедом (2-2,5 часа) и после дневного сна, до ужина (1-2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.

Причиной отмены прогулки для здорового ребёнка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20-25 мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде. На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в тёплом пальто, шапке с наушниками, валенках, и тёплых варежках.

Время от времени полезно совершать с детьми длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние – для младших до 15- 20 минут ходьбы, для более старших – до 30 минут, с небольшими остановками на 1-2 минуты во время пути. Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.

 

свернуть

ШПАЦЫР – ГЭТА ВАЖНА!

развернуть

Дзеці павінны праводзіць на паветры, як мага больш часу, каб быць здаровымі і дужымі.

У летні час дзеці могуць знаходзіцца больш 6 гадзін у дзень на вуліцы, а ў восеньскі і зімовы час дзеці павінны быць на паветры не меней 4 гадзін. Лепшы час для шпацыру з дзецьмі - паміж сняданкам і абедам (2-2,5 гадзіны) і пасля дзённага сну, да вячэры (1-2 гадзіны). У моцныя маразы працягласць шпацыраў некалькі скарачаецца.

Чыннікам адмены шпацыру для здаровага дзіцяці могуць быць вылучныя акалічнасці: праліўны дождж, вялікі мароз з моцным ветрам.

На досведзе працы дзіцячых садоў усталявана, што дзеці дашкольнага ўзросту, прывучаныя да штодзённых шпацыраў, могуць шпацыраваць і пры тэмпературы 20-25 марозу, калі няма моцнага ветра і калі яны апрануты адпаведна надвор'ю. На шпацыр у халодныя зімовыя дні дзеці павінны выходзіць у цёплым паліто, шапцы са слухаўкамі, валёнках, і цёплых рукавіцах.

Час ад часу карысна здзяйсняць з дзецьмі працяглыя шпацыры, паступова павялічваючы адлегласць - для малодшых да 15- 20 мінуць хады, для больш старэйшых - да 30 мінуць, з невялікімі прыпынкамі на 1-2 хвіліны падчас шляху. Прыйдучы на месца, дзеці павінны адпачыць ці спакойна пагуляць перад тым, як вяртацца зваротна.

свернуть

ПОГУЛЯЕМ, ПОИГРАЕМ!

развернуть

(Рекомендации для родителей при проведении прогулок)

 Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки – это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.

Обычно стайку детей сопровождает компания взрослых, которые за время прогулки успевают обсудить массу тем и лишь краем глаза присматривать за своим чадом. Редко когда мамы и папы предлагают на прогулке детям  те или иные игры. Обычно они предоставляют им почти полную свободу.

  Конечно, ребенок может и сам придумать элементарные, но не всегда безопасные игры: пошлепать по лужам, полазить по деревьям, подпрыгнув, подергать листья с деревьев. Просторы парков и скверов, их зеленые лужайки и цветочные поляны вызывают особый восторг, и ребенок готов бежать и бежать куда глаза глядят.

  Самое лучшее, что можно посоветовать, - подвижные игры: они удовлетворяют его страсть к движению. В ходе игры дети получают необходимую мышечную нагрузку и положительные впечатления, при этом избегая эмоциональных и двигательных перегрузок и находясь в поле зрения взрослых.

Для веселой прогулке большой мяч просто не заменим: его можно использовать в разных подвижных играх. Самым маленьким можно дать задание докатить мяч до дерева, скамейки или до мамы, попрыгать, как прыгает мячик; поучится бросать мяч друг другу, перебрасывать мяч через препятствие или подбрасывать вверх. Учите ребенка делать замах и бросать мяч в даль. Бросок в цель использовать для старших детей, так как он требует более сложной координации. Цель может быть горизонтальной и вертикальной, используйте подручные средства (круг, нарисованный мелом на асфальте или постройке).

 Не стесняйтесь показывать пример своему ребенку.

 Покажите разные способы бросания мяча: от груди, из-за головы, снизу.

Устройте игру через перешагивания  и  перепрыгивания через препятствия: бордюр, ручеек, лужицу, ветку, линию, нарисованную на песке или асфальте.

Организуйте для ребенка и его друзей веселые игры в парке, во дворе.

В качестве «инвентаря» подойдут деревья, за ними можно прятаться.

Скамейка, по которой можно катать друг другу мяч, ползать, подлезать под скамью, перелезать через нее.

 Пеньки, на которые можно залезать и спрыгивать, обегать вокруг них.

 Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием. В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.

свернуть

ПАГУЛЯЕМ, ПАГУЛЯЕМ!

развернуть

(Рэкамендацыі для бацькоў пры правядзенні шпацыраў)

 Узаемадзеянне з дзіцем на шпацыры можа стаць вельмі важным і прадуктыўным кампанентам яго развіцця. Але для шматлікіх бацькоў шпацыру - гэта простае "выгульванне" дзіцяці, калі яму падаюць магчымасць падыхаць свежым паветрам, пасоўвацца, сустрэцца з аднагодкамі.

Звычайна зграйку дзяцей суправаджае кампанія сталых, якія за час шпацыру паспяваюць абмеркаваць масу тым і толькі краем вока прыглядаць за сваім дзіцем. Рэдка калі мамы і таты прапануюць на шпацыры дзецям  тыя ці іншыя гульні. Звычайна яны падаюць ім амаль поўную волю.

  Вядома, дзіця можа і сам прыдумаць элементарныя, але не заўсёды бяспечныя гульні: пашлёпаць па лужынах, палазіць па дрэвах, падскочыўшы, патузаць лісце з дрэў. Абшары паркаў і сквераў, іх зялёныя лужкі і кветкавыя паляны выклікаюць адмысловае захапленне, і дзіця гатовы бегчы і бегчы куды вочы павядуць.

  Самае лепшае, што можна параіць, - рухомыя гульні: яны задавальняюць яго запал да руху. Падчас гульні дзеці атрымліваюць неабходную цягліцавую нагрузку і дадатныя ўражанні, пры гэтым пазбягаючы эмацыйных і рухальных перагрузак і знаходзячыся ў поле зроку сталых.

Для вясёлай шпацыру вялікі мяч проста не заменны: яго можна выкарыстоўваць у розных рухомых гульнях. Самым маленькім можна даць заданне дакаціць мяч да дрэва, лаўкі ці да мамы, паскакаць, як скача мячык; павучыцца кідаць мяч адзін аднаму, перакідаць мяч праз перашкоду ці падкідаць угару. Вучыце дзіця рабіць замах і кідаць мяч у далеч. Кідок у мэту выкарыстоўваць для старэйшых дзяцей, бо ён патрабуе больш складанай каардынацыі. Мэта можа быць гарызантальнай і вертыкальнай, выкарыстоўвайце падручныя сродкі (круг, намаляваны мелам на асфальце ці пабудове).

 Не саромейцеся паказваць прыклад свайму дзіцяці.

 Пакажыце розныя спосабы кідання мяча: ад грудзей, з-за галовы, знізу.

Уладкуйце гульню праз перакрочванне і  пераскокванні праз перашкоды: бардзюр, раўчук, лужынку, галінку, лінію, намаляваную на пяску ці асфальце.

Арганізуйце для дзіцяці і яго сяброў вясёлыя гульні ў парку, у двары.

У якасці "інвентара" падыдуць дрэвы, за імі можна хавацца.

Лаўка, па якой можна катаць адзін аднаму мяч, поўзаць, падлазіць пад лаву, пералазіць праз яе.

 Пянькі, на якія можна залазіць і саскокваць, абягаць вакол іх.

 Уключайцеся ў гульню самі, гуляйце весяла з задавальненнем. Падчас сумеснай дзейнасці ў дзіцяці фармуюцца навыкі ўзаемадзеяння і зносіны. Выкарыстанне гульнявых практыкаванняў і рухомых гульняў, з'яўляецца эфектыўным сродкам фармавання цікавасці да фізічнай актыўнасці, што з'яўляецца адным з галоўных ва ўмацаванні і захаванні здароўя дзяцей, прылучэнні іх да здаровага ладу жыцця.

свернуть

Плоскостопие

развернуть

Профилактика детского плоскостопия:
- правильный подбор обуви,
- гигиена ног,
- лечебная гимнастика,
- закаливающие процедуры,
- массаж стоп,
- укрепляющие упражнения связочного аппарата и мышц стоп.
Все эти мероприятия должны регулярно выполняться как дома, так и в детском саду, тогда профилактика детского плоскостопия у дошкольников будет наиболее эффективной.

свернуть

развернуть

Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп.

Правило 3. Следите за его осанкой – при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.

Правило 4. Не допускайте, чтобы ребёнок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив не ближе трёх метров.

Правило 5. Не читать лёжа, тем более как можно меньше при искусственном освещении.

Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в тёмной комнате нежелательно.

Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет – 1 час или 2 подхода по 40 минут.

Правило 8. Про игры на сотовом телефоне лучше забыть!

Правило 9. Ежедневно делайте вместе гимнастику для глаз – превратите эту процедуру в увлекательную игру.

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любыми игрушками ребёнка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой глаз.

Следите за своими глазами. Мир так прекрасен, особенно если мы его видим…

 

свернуть

Закаливание – первый шаг на пути к здоровью.

развернуть

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счёт этого предотвратить частые заболевания.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребёнка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте;
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замёрз;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной водой или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаливаться всей семьёй;
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
  • в помещении, где находится ребёнок никогда не курить!

Способы закаливания.

Основные факторы закаливания – природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни и после осмотра малыша врачом-педиатром.

«Холодный тазик».

Налейте в таз холодную воду не выше +12С и облейте ступни ребёнка, стоящего в ванне. Попросите ребёнка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы – 1минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 минут. Лучше проводить закаливание в течение 1 минуты в хорошем настроении ребёнка, чем 5 минут с капризами.

«Холодное полотенце».

Если ребёнку не нравится холодное обливание водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (тем 12С). Попросите ребёнка потопать ножками (не стоять) на нём в течение 2 мин. (утром и на ночь).

«Контрастный душ».

Ребёнок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в тёплой воде. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, и ребёнок подставляет воде свои пяточки и ладошки.

Если ребёнок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!». И вот из тёплой ванны в холодный таз (или под дождик), а потом опять в ванну. И так не менее 3-х раз. После процедуры укутайте ребёнка в тёплую простыню (не вытирая, а промокая воду). Потом оденьте его для сна и положите в кровать.

свернуть

Гартаванне - першы крок на шляхі да здароўя.

развернуть

Гартаванне дзяцей неабходна для таго, каб павялічыць іх устойлівасць да ўздзеяння нізкіх і высокіх тэмператур паветра і за кошт гэтага прадухіліць частыя захворванні.

Пры гартаванні дзяцей варта прытрымвацца такіх асноўных прынцыпаў:

- праводзіць якія гартуюць працэдуры сістэматычна;

- павялічваць час уздзеяння што гартуе фактару паступова;

- улічваць настрой дзіцяці і праводзіць працэдуры ў форме гульні;

- пачынаць гартаванне ў любым узросце;

- ніколі не выконваць працэдуры, калі маляня змерзла;

- пазбягаць моцных раздражняльнікаў: працяглага ўздзеяння халоднай вадой ці вельмі нізкіх тэмператур паветра, а таксама пераграванні на сонца;

- правільна падбіраць адзежу і абутак: яны павінны адпавядаць тэмпературы атачальнага паветра і быць з натуральных тканін і матэрыялаў;

- гартавацца ўсёй сям'ёй;

- якія гартуюць працэдуры спалучаць з фізічнымі практыкаваннямі і масажам;

- у памяшканні, дзе знаходзіцца дзіця ніколі не паліць!

Спосабы гартавання.

Асноўныя фактары гартавання - прыродныя і даступныя "Сонца. Паветра і Вада". Пачынаць гартаванне дзяцей можна з першага месяца жыцця і пасля агляду маляняці лекарам-педыятрам.

"Халодны тазік".

Наліце ў таз халодную ваду не вышэй +12С і абліце ступні дзіцяці, які стаіць у ванне. Папытаеце дзіця патупаць ножкамі, пакуль сцякае вада. Адтуліна для сцёку вады павінна быць адкрытым. Папрамакайце ногі ручніком. У першы дзень працягласць хады - 1минута, штодня дадавайце па 1 хвіліне, даводзячы да 5 мінуць. Лепш праводзіць гартаванне на працягу 1 хвіліны ў добрым настроі дзіцяці, чым 5 мінуць з капрызамі.

"Халодны ручнік".

Калі дзіцяці не падабаецца халоднае абліванне вадой, засцелеце ў ванне ручнік, змочанае халоднай вадой (+ 12С). Папытаеце дзіця патупаць ножкамі (не стаяць) на ім на працягу 2 мін. (раніцай і на ноч).

"Кантрасны душ".

Дзіця ўвечар купаецца ў ванне. Хай ён сагрэецца ў цёплай вадзе. А потым скажыце яму: "Давай мы з табой уладкуем халодны дожджык ці пабегаем па лужынах". Вы адкрываеце халодную ваду, і дзіця падстаўляе вадзе свае пятачкi і далонькі.

Калі дзіця баіцца ўздзеянні халодным душам, то можна спачатку паставіць тазік з халоднай вадой і сказаць: "А ну, давай з табой па лужынах пабегаем!". І вось з цёплай ванны ў халодны таз (ці пад дожджык), а потым ізноў у ванну. І так не меней 3-х раз. Пасля працэдуры ахініце дзіця ў цёплую прасціну не выціраючы, а змакаючы ваду, потым апраніце яго для сну і пакладзяце ў ложак.

свернуть

9 правил закаливания.

развернуть

(Консультация для родителей)

 Одной из форм физического воспитания является закаливание. Оно является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма, влияет на деятельность всех без исключения систем.

Закаливание подразумевает использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышение устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Нередки случаи, когда используют одну процедуру, например, обтирание туловища холодной водой, и надеются таким образом закалиться. Увы! В этом случае вообще не может быть никакого эффекта. И вот почему. Закаленность формируется только при достаточной длительности и интенсивности Холодовых воздействий.

Важным условием достижения высокой степени закаленности являются и систематические занятия физическими упражнениями.

Давайте познакомимся с основными правилами закаливания.

Первое правило - понимание необходимости закаляться стало убеждением.  Только тогда можно воспитывать такую же привычку к выполнению закаливающих процедур, как привычка умываться, чистить зубы и др. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который приводит к успеху.

Второе правило - неукоснительное соблюдение здорового образа жизни, составной частью которого является закаливание.

Третье правило - систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный перерыв значительно снижает ранее достигнутое состояние закаленности. Закаливание не следует прекращать даже в случае легкого заболевания, можно лишь уменьшить его дозу.

Четвертое правило - длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличивать постепенно. Каждая новая процедура должна вызывать вначале вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании воздействия закаливающей процедуры. Наоборот, проявление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет нужного эффекта, во втором – возникает состояния дискомфорта, которое может привести к заболеванию.

Пятое правило - учет индивидуальных особенностей организма. У детей разная чувствительность к температурам. Один и тот же фактор может вызвать у одного легкий насморк, у другого – серьёзную болезнь. Эти различия зависят от особенностей строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы. Так, у детей с уравновешенным характером устойчивость к холоду вырабатывается быстрее, чем у импульсивных.

Шестое правило – необходимость создавать хорошее настроение во время закаливающих процедур. При положительных эмоциях, как правило, отрицательные эффекты не возникают. Все процедуры должны выполнятся «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды понижена или повышена. Учет эмоционального состояние ребенка, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их желательными.

Седьмое правило – обязательность физических нагрузок. Эффективность закаливания возрастет во много раз, если систематически заниматься физическими упражнениями, соответствующими возможностям организма.

Восьмое правило – в целях закаливания надо использовать весь комплекс природных естественных факторов – воду, воздух и солнце.

Девятое правило – учет климатических условий конкретного региона, где человек живет постоянно. Климат конкретного региона формирует специфический тип терморегуляции у человека и определяет его чувствительность к холоду.

Закаливание может быть местным и общим. При местном закаливании холод воздействует на определенный участок тела (ножные ванны, обтирание туловища). Общим считается такое закаливание, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела (ванна, душ, купание).

Хорошим средством закаливания, формирования и укрепления свода стопы в летнее время является хождение босиком по песку, траве, земле.

Приучать детей к этому надо в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-4 до 10-15 минут. Окрепшие ноги могут ходить босиком при +20*С.

Постоянные формы закаливания – пульсирующий микроклимат и оптимальная одежда – должны дополняться солнечными и воздушными ваннами, разнообразными водными процедурами и т.д.

свернуть

Босохождение – элемент закаливания организма.

развернуть

Ещё один способ закалки – это прогулки босиком. Хождение босиком не только закаливает, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, лёгким и верхним дыхательным путям, печени, почкам, эндокринным железам и др. органам.

Как и когда лучше заняться босохождением?

  • Разумеется, зимой в холода приучать ребёнка к подобному не стоит, но весной и летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а ещё лучше по зелёной траве.
  • Ребёнок должен регулярно ходить босиком, настоящий закаливающий эффект наступает лишь после длительных систематических тренировках.
  • Используёте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.
  • Полезно массировать стопы ног с помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами по несколько минут в день.

При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность! 

 

 

свернуть

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

развернуть

 Памятка для родителей

При правильной посадке бёдра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени выше уровня тазобедренных суставов.

     Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперёд, может развиться сутулость; если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

     Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребёнок может свободно и глубоко дышать.

     Очень высокий стол вызывает подъём локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребёнок сутулиться и сгибает туловище вперёд.

Так что неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости (ОРЗ, атония кишечника и т.д.)

 

 

Что значит для дошкольника стоять?

 Стояние, особенно в определённой позе, очень утомительно для ребёнка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь.

     Помните! Наказывая ребёнка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

 Как не пропустить нарушений осанки? Предупредить всегда легче, чем лечить!

 

На первых порах нарушения преходящи. Если ребёнок, несмотря на правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы, нужно обратиться к врачу – ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянное напоминание о том, как правильно ходить, ничего не дадут ребёнку: этом возрасте нужно повторять упражнения от 33 до 68 раз, чтобы он понял и точно воспроизвёл это движение. Здесь на помощь придёт гимнастика – специальные упражнения, способствующие развитию правильной ходьбы и чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

 

Для развития правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребёнка ходить, ставя стопы параллельно. Это можно делать на дорожках, скамейках, ступеньках, стёсанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую колючую поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажёры, которые сейчас продаются.

Для формирования правильной осанки учите ребёнка ползать под чем-либо (стул, стол, скамейка)

свернуть

Профилактика нарушений осанки.

развернуть

Дошкольный возраст период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено, скелет в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей, мышцы разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

От чего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовём лишь некоторые.

  1. Мебель не соответствует возрасту ребёнка. Особенно когда он долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно помнить о необходимости соответствия стульев и столов по росту ребёнка, как в детском саду, так и дома, а также не мешать ребёнку больше времени проводить в свободной позе (например, лежать на ковре), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  2. Постоянное держание ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку.
  3. Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу. При правильной ходьбе масса тела равномерно распределяется на обе ноги. О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему для формирования правильной ходьбы, ребёнка надо ставить в такую ситуацию, чтобы его ноги были параллельны друг другу, например, тренировать при ходьбе по узкой дорожке, доске, бревну. Если ребёнок выполнил соответствующее упражнение и у него всё в порядке с координацией, то он в состоянии пройти вдоль палки или верёвки.
  4. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперёд, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).
  5. Неправильная поза во время сна (спит, поджав ноги к животу, свернувшись калачиком). Спать нужно на жёсткой постели, опираясь на неё костными выступами; при этом мышцы не должны быть в постоянном напряжении, поэтому нужен мягкий матрац и подушка. Лучше, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведёнными в сторону руками.
  6. Нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных детей, ослабленных с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Неправильная осанка не только не эстетична, но она неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальное положение грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение – не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную мышечную работу.

Мышцы – разгибатели (особенно, если их не укрепляли раньше) ещё слабы, поэтому дети от сидения быстро устают и стараются быстро изменить позу или встать, чтобы подвигаться. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость

свернуть

Здоровье ребёнка - наша общая задача!

развернуть